Дистанционные задания по русскому языку
По…таявший снег, пусты…ая местность, по…ержать друга, выраще…ая рассада, бе…аботный человек, о..ереть краску, дли…ый ра…каз, о…олкнуть от дверей, по…держать в руках, по…ать жару.
По данным толкованиям определите слова с двойными согласными в корне.
Благоустроенный дом для семьи, обычно с участком при нем –
Краткое изложение содержания книги, статьи –
Выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы власти –
Давать пояснения чему-либо –
Высшее или среднее учебное заведение –
Обжалование решения суда в высшую судебную инстанцию –
Обсуждение спорного вопроса –
Сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо –
Занятие чужой территории военной силой –
Слова для справок:
аннотация, апелляция, баллотироваться, дискуссия, колледж, коттедж, комментировать, оккупация, эффект.
Условия логичности на уровне связного текста: 1) членение текста на абзацы: • рубрикация внутри текста, • выделение микротем в содержании текста, • классификации понятий, зрительное выделение таблиц, схем, примеров, • организация сносок; 2) соблюдение композиции текста: • выделение традиционных частей в содержании текста в разных жанрах определенного стиля, • разграничение логических приемов в разных частях текста: определения понятия, сравнения, описания, анализа, синтеза, классификации, абстрагирования, обобщения и др.; 3) правильное обозначение переходов от одной мысли к другой в единстве: • использование графических средств, • употребление лексических средств, • систематизация грамматических средств.
Логичность речи на уровне связного текста помогают создать с учетом всех перечисленных условий разные средства связи (табл.).
Лексические средства
Грамматические средства
1) указательные местоимения: этот, тот, такой;
1) союзы, союзные слова, частицы: ибо, потому что, который, ведь;
2) личные местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, оно, опи
2) повтор грамматической формы глагола в определенном наклонении, времени, числе, лице или роде;
3) притяжательные местоимения: мой, наш, твой, ваш, ее, его, их;
3) глаголы-связки в определениях понятий: есть (в виде тире), является, считается;
4) лексический повтор — повтор одного и того же слова;
4) вводные конструкции логического характера: во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом;
5) однокоренные слова;
5) синтаксический параллелизм;
6) синонимы: языковые или контекстные;
6) вопросительные предложения в вопросно-ответном единстве: логический вопрос, риторический вопрос;
Лексические средства | Грамматические средства |
7) антонимы: языковые или контекстные; | 7) противопоставление; |
8) слова-организаторы логических связей: вот почему, поэтому, кроме того, действительно, из этого следует, | 8) цепочки родительных падежей существительных; |
9) лексика со значением обобщения: все, люди, человечество, объединить, совместно, большинство, вместе’, | 9) обобщающее слово при однородных членах — для родового понятия при видовых понятиях; |
10) лексика со значением сравнения: похожий, подобный, одинаковый, различный, сравнимый, противоположный | 10) прямой или обратный порядок слов в предложениях |
- 1) нарушение законов логики при выражении мысли;
- 2) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
- 3) раздробление одной микротемы другой микротемой;
- 4) отсутствие выраженной связи между частями текста;
- 5) несоразмерность частей высказывания;
- 6) отсутствие необходимых частей;
- 7) потеря тезиса и переход к другой мысли;
- 8) частичная или полная подмена тезиса.
1. Учитель, верно, приедет из командировки завтра. Ученик верно ответил на вопросы учителя. 2. Удостоверение действительно еще год. Удостоверение, действительно, может еще понадобиться. 3. Вот и пришла весна-красна. Скорей, весна-красна, приходи! 4. В подвале плохо видно. В подвале жить, видно, совсем плохо. 5. Мы, кажется, сбились с дороги. Задача кажется трудной. 6. Сосед, должно быть, захворал. Строительство дома к осени должно быть закончено. 7. Весной возможно наводнение. Весной, возможно, будет наводнение. 8. Коля идет в школу. Коля, идешь в школу?
Задание. Проанализируйте интонацию и структуру каждого из следующих предложений и объясните пунктуацию.
1) У нас на обед, бывало, подавали курятину.
2) На обед подали было курятину, да передумали.
3) У нас на обед бывало много народу.
Чтобы логично говорить и писать, нужно, во-первых, научиться мыслить, логично рассуждать, дисциплинировать свои мысли; во-вторых, хорошо владеть языковыми средствами, с помощью которых можно оформить любую мысль; в-третьих, овладеть логикой изложения, логикой сообщения — умением чётко строить высказывание, оформлять переходы от одной мысли к другой.Точно обозначенные понятия, ясно выраженные мысли должны быть поданы логично, т.е. должны отражать логику отношений и зависимостей между явлениями. Логичность определяется в лингвистике как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Различается логичность предметная и понятийная. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная отражает логичное движение мысли в смысловых связях элементов языка]. Мыслить и рассуждать логично - значит мыслить точно и последовательно, доказательно и убедительно, не допускать противоречий в рассуждении. Это желательно помнить судебным ораторам, так как их речи требуют обоснованности выводов. Логичность на уровне целого текста создается композицией выступления и рядом логических приемов, основные из которых - определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Логичность на уровне отдельных частей судебной речи зависит от того, насколько ясно и правильно выражена связь отдельных высказываний и композиционных частей. Одним из средств связи являются логические вопросы.
- Дождливый, теплый и осенний был день.
- Он сосредоточенно сконцентрировался на этом вопросе.
- В прошлом году ты был умнее. Ты деградируешь в обратном направлении.
- За два дня я влюбился в машину с первого взгляда.
- Сильная мощь орудий – залог силы нашей армии.
- В парке шла концертная программа, но сначала они зашли в кафе.
- Она была некрасивой, но доброй.
- Музей посещают дети, взрослые, представители старших поколений.
«Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества».
Анатоль Франс
Словарик может быть научным, деловым, юмористическим.
Еще древние философы говорили: «Кто
ясно мыслит –тот ясно излагает». Ясно излагать свои мысли, значит точно и понятно говорить. Но понятно должно быть не только говорящему,
но и слушающему.
Иногда, чтобы увидеть себя со стороны, достаточно посмотреть на отрицательного героя, который
может послужить хорошим воспитательным моментом. Поэтому специальным гостем
нашего урока будет Эллочка -людоедка -
героиня романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Этот роман
имеет две экранизации: одноименная комедия Леонида Гайдая, вышедшая на экраны в
1971 году. В главных ролях снимались Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил
Пуговкин и в роли Эллочки снялась актриса Наталья Воробьева. В 1976 году фильм
«Двенадцать стульев» снял режиссер Марк
Захаров. В главных ролях снимались актеры Андрей Миронов, Анатолий Папанов,
Ролан Быков и в роли Эллочки – Елена Шанина.
Просмотр отрывка фильма «Словарь Эллочки-людоедки».
Обсуждение видеосюжета:
Как вы считаете, можно ли словарь Эллочки назвать простым и экономным. О таком ли движении и развитии языка говорил А.Толстой?
Роман
«Двенадцать стульев» написан в 1927 году. Сегодня Эллочке уже 90 лет. Можно ли
утверждать, что этот образ уже неактуален в наши дни и довольно устарел. Какое
ваше мнение?
2. Работа с
карточками
Прочитать предложения, заменить неуместные слова, объяснить их значение, используя словари или Интернет-ресурс.
Плюшкин ходил в дряхлом халате. Они внесли огромную лепту в выполнение плана. Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. Мы провели в нашем районе форум доярок. Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.
3. Домашнее задание:
провести
лингвистическое исследование – наблюдение за речью окружающих. Записать примеры (не меньше 5) нарушения точности в устной и письменной речи.
04.02.22
Факторы, от которых зависит точность речи
1. Просмотреть видео к уроку
2. Сделать конспект за видео о точности речи, её факторам, видам и т.д.
3. Домашнее задание
Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:
- умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
- один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
- функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
Схема сочинения-рассуждения
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.
Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.
В роли аргументов могут выступать:
- исторические факты;
- статистические данные;
- эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
- пословицы и поговорки, афоризмы;
- мнения авторитетных людей…
Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.
Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно...
Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
- основной тезис соответствует теме сочинения,
- отобранные доказательства достаточно весомы,
- между частями сочинения тесная логическая связь,
- выводы четко сформулированы.
Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.
1. Раздел науки о
языке, в котором изучаются значимые части слова?
2. Значимая часть слова, которая стоит перед
корнем?
3. Общая часть всех родственных слов?
4. Значимая часть слова, которая стоит после
корня?
5. Все слово без окончания?
6. Значимая изменяемая часть слова,
которая служит для образования новых слов и определяет категории рода, числа,
падежа, лица?
1. Произношение сочетаний чн, чт
- Чн [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
- Чн [ч'н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;
- Нормативными считаются оба варианта произношения — [ч'н] и [шн]:
подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.
Об особенностях ударения в русском языке. Акцентологические нормы.
- различает разные слова: мука — мука, замок — замок;
- различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки — кружки;
- различает формы одного слова: снега — снега, носите — носите.
1. Распределите данные слова в 2 столбца.
Согласный перед Е произносится твердо | Согласный перед Е произносится мягко |
Аттестат, бенефис, индекс, музей, антитеза, фонетика, темп, девиз, дебют, кафе, детектив, шинель, эпитет, синтез, эффект, музей, свитер, интервью, одеколон, пресса, компьютер, тире, термин, ремарка.
2. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:
Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.
Изложение — вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста. Сжатое изложение — это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста. В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.
Согласно критериям оценивания сжатого изложения, нам необходимо выполнить следующие задачи:
1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микро темы;
2) Применить не менее одного способа сжатия текста;
3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 70-90 слов).
19.10.21
Контрольная работа по теме «Понятие о культуре речи. Критерии речевой культуры. Культура речи и риторика»
1 вариант: ссылка
2 вариант: ссылка
08.10.21. Публичное
выступление. Правила удачного публичного выступления
2) Записать в
тетрадь основные законы публичного выступления, правила устной речи
Посмотреть видео «7 ПРАВИЛ УДАЧНОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ» , выписать правила
Немає коментарів:
Дописати коментар