Дистанционные задания по русскому языку
Наблюдение
Рассмотрим следующие предложения. Понаблюдаем, когда тире в БСП ставится
Я гость, а вы хозяин. (Противопоставление)
Сыр выпал - и с ним была плутовка такова. (Быстрая смена событий)
Если любишь кататься , то люби и саночки возить. (Условие)
Когда настанет утро, двинемся в путь. (Время)
Молвит слово, как будто соловей поёт. (Сравнение)
Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать! (Следствие)
1. Объяснительный диктант
✵ Запишите предложения, расставляя знаки препинания; объясните их постановку.
На декабрь приходится немало народных примет не только о характере наступающей зимы, но и о будущем урожае. В народе считают, что снега полезны для урожая. «Много снега — много хлеба». «Много воды — много травы». Если теплая, сырая погода в декабре — значит, зима будет протяжная, весна — поздняя. «Пройдет декабрь с пасмурным небом — жди урожая, а с ясным — голодного года».
В любую погоду рыболовы-любители располагаются поудобнее у проруби по рекам и озерам. Кажется, трудно усидеть целый день на холодном ветру с удочкой в руках. Но вот начинает нырять поплавок. Умелый рывок — на тонкой леске трепещет красноперый окунь. Не успеет отойти рыболов от лунки — серая ворона тут как тут.
2. Цифровой диктант
Народная мудрость стала отражением русской культуры. Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы и поговорки.
Сгруппируйте предложения по смысловым отношениям частей.
Противопоставление
Условие
Время
Следствие
1) Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце.
2) Наука даром не даётся - наука трудом берётся.
3) Азбуку учат – на всю избу кричат.
4) Есть терпение - будет и умение.
5) С глупым водиться – сам поглупеешь.
6) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.
7) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда.
8) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.
9) Будешь книги читать – будешь всё знать.
10) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит.
Домашнее задание:
Из изучаемого произведения русской литературы выписать 3 БСП, объяснить постановку знаков препинания в них.
1. I. Можете ли вы сказать, в чём состоит культура чтения? Умеете ли вы правильно пользоваться печатным словом? Какие умения нужны человеку, чтобы владеть культурой чтения? Ответы на эти и подобные вопросы вы найдёте в следующем тексте.
Невозможно представить себе жизнь современного человека без книг, журналов, газет — всего того, что мы называем печатным словом. Оно помогает людям делиться своими знаниями, мыслями, чувствами, преодолевая время и расстояние. Для каждого из нас чтение — это важнейший путь познания мира и людей.
Умеем ли мы правильно пользоваться печатным словом? В чём состоит культура чтения?
Само собой разумеется, что это не только навык быстрого составления слов из букв и это не просто бережное отношение к книге. Культура чтения предполагает умение извлекать из напечатанного текста максимум того, что в нём содержится. А содержание книги или статьи составляют и новые сведения, и высказанные автором мысли и чувства, и, наконец, личность самого автора, которая всегда угадывается в его манере размышлять, в его речи.
Чтобы как можно лучше воспринять содержание книги, учебника, статьи, необходимо научиться читать сосредоточенно, внимательно, вдумчиво. Очень важно правильно понимать речь, приучать себя пользоваться словарями. Нужно стараться представить себе, увидеть мысленным взором всё то, о чём вы читаете. Недаром говорят, что чтение требует работы и ума, и чувства, и воображения.
Вместе с тем чтение — это ещё и работа памяти. Вряд ли книга обогатит человека, если он следует принципу «прочитал и забыл». Закрыв книгу, журнал, стоит поразмыслить хотя бы над такими вопросами: каковы основные мысли произведения, в чём автор хочет убедить читателей, в чём вы с ним согласны, что бы хотели ему возразить, каким вы представляете себе автора, чем обогатило вас чтение, чем бы вы хотели поделиться с друзьями и близкими?
И, конечно же, важно выработать в себе потребность читать систематически, каждый день. Чем больше человек связан с книгой, чем шире его кругозор, чем богаче его духовный мир, тем полнее, глубже и тоньше воспринимает он содержание прочитанного.
II. Определите основную мысль текста; составьте к нему план.
2. Прочитайте текст. Ответьте на помещённые после него вопросы.
Важнейшим элементом культуры чтения является умение в процессе работы применять формы записей. Какой бы прочной ни была ваша память, полностью полагаться на неё нельзя — иногда она может подвести. Её надёжной опорой могут быть записи. Ведение записей воспитывает вдумчивость в восприятии текста, улучшает внимание и наблюдательность, способствует лучшему запоминанию, даёт возможность экономить время при повторении изученного, повышает уровень речевой культуры. Чтение книги с установкой записать её основные положения мобилизирует внимание, стимулирует мысль, обостряет память, обязывает к раздумьям и связи новой информации с уже известной. Процесс чтения становится не просто бегом глаз по строчкам книги, а вдумчивым анализом читаемого с установкой найти в нём главное, понять его, сжато и чётко изложить на бумаге. Позже записи дают возможность возвратиться к тому, что обязательно нужно знать и не забывать.
Существует много видов записи, выбор того или иного из них определяется конкретной целью. Если содержание книги несложное, легко усваивается — можно ограничиться составлением плана работы. Если вас интересуют лишь отдельные места книги, нужно выписать именно их (сделать выписки), а по ним составить тезисы. Если книга содержит новую интересную информацию, но трудную для усвоения, целесообразно её законспектировать.
Тематические выписки — это особый способ записи содержания прослушанного или прочитанного. Цель таких выписок — подготовка материалов для доклада, сообщения. Составлению выписок предшествует подбор необходимой литературы, её чтение. На этой основе составляется план, в соответствии с которым подбираются тематические выписки. Выписки, как правило, делаются после чтения раздела или параграфа, после осмысления их содержания. В таком случае они хорошо дополняют план (или тезисы) прочитанного, уточняют, поясняют их.
Наиболее важные места из прочитанных книг можно записать дословно, а иногда своими словами, если точная ссылка на статью, пособие, брошюру не нужна. Чаще всего выписки оформляются в виде цитат.
1. Какие существуют виды записи прочитанного?
2. Что такое тематические выписки и с какой целью они используются? Чем они отличаются от других видов записи?
3. Какими видами записи прочитанного вам приходилось пользоваться при подготовке к урокам, семинарским занятиям?
4. Какие трудности возникали у вас в работе над содержанием научной, научно-популярной или художественной литературы?
5. Какая из прочитанных за последнее время книг вам больше всего понравилась? Какие высказанные автором мысли вы хотели бы запомнить? Выпишите две-три цитаты из этого издания, пользуясь памяткой и образцом оформления выписки.
КАК РАБОТАТЬ НАД ТЕМАТИЧЕСКИМИ ВЫПИСКАМИ
1. Выберите из текста необходимый материал и выпишите его на карточки в такой последовательности: цитата, фамилия и инициалы автора произведения, название произведения, издательство, год и место издания, раздел книги или том, страница.
2. Если с этой страницы вы выписываете несколько цитат, то ссылка на источник делается так: «Там же». Если же цитата берётся с другой страницы книги, то пишется: «Там же» и указывается страница.
3. Чужие слова нужно приводить с абсолютной точностью, не отрывая от содержания текста, из которого они взяты.
4. Если во время цитирования приходится делать пропуски отдельных слов, то в таком случае в цитате вместо пропущенных слов ставятся три точки (...).
5. Цитаты в виде самостоятельного предложения оформляются как прямая речь.
6. Если цитата является составной частью мысли того, кто пишет, то она берётся в кавычки и начинается с маленькой буквы.
7. На полях карточки или в верхней её части, перед цитатой, целесообразно давать короткий заголовок цитаты, то есть одним или несколькими словами передать основное содержание цитированного текста.
Образец Родной язык «Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначимости этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то направлении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать о человеке, его умственном развитии, его моральном облике, его характере — прислушаться к тому, к а к он говорит». Лихачёв Д. С. Раздумья / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. — М.: Дет. лит., 1991. — С. 176. |
3. Работа по тексту
Найти и выписать в тексте БСП.
ЖИВАЯ НОЧЬ
Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром. Лягушки, какие только были в лужах, заволновались так сильно, что от них заволновалась вода.
После проливного теплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.
Там на берегу, около сетей, стояло десять маленьких березок, веточки их еще были голые, без листочков.
Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали... Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не дает ему радоваться. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что пришли воры и унесли сети. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди - верно, воры.
В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди - это за ночь березы оделись в зелень и как будто люди стоят.
4. Укажите номера бессоюзных сложных предложений.
1. Ученого учить только портить.
2. Хочешь человека узнать дай ему власть.
3. Повсюду мох и внизу под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.
4. Игнат спустил курок ружье дало осечку.
5. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
6. Ни дорожек ни поляны ничего не видно нам.
7. Нынче жарко парит на дворе тепло.
Найдите главную и придаточную части, укажите, чем они связаны: союзами или союзными словами.
1) В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
2) Мы вскочили на коней, поскакали к берегу, откуда должна была начаться переправа.
3) Часов в восемь дождь перестал, хотя небо было по-прежнему хмурое.
4) Чтобы не показываться Давыдову на глаза, он дни проводил на покосе, а к ночи возвращался на хутор.
5) Недалеко от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Лингвистическое конструирование.
✵ Постройте сложноподчиненные предложения, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное; запишите полученные предложения, составьте схемы.
Главные предложения: трава была сочная; на пустыре разбили сад; поездку в Ялту пришлось отложить; в лесу было тепло; я зайду к тебе; мы надеялись.
Придаточные предложения: если у меня будет свободное время; потому что в мае шли дожди; что наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах; так как на море разыгрался сильный шторм; хотя в тенистых местах еще лежал снег; который был перед школой.Тест ( на слух)
-Посмотрим, как вы умеете на слух отличать ССП от СПП. (запись в тетрадях – С, П)
1.До вечера оставалось не более получаса, а заря едва зажигалась. ССП
2.За рекой по вечерам раздаются песни и мелькают огоньки. ССП
3.Мне показалось, что он смутился. СПП
4.Когда спешишь, не всегда получается. СПП
5.Сыпались звезды, да иглы звенели. ССП
6.Если хочешь быть счастливым, будь им. СПП
7.Впереди, где лишь угадывались огни, нас ждало неизведанное. СПП.
Домашнее задание: из художественных произведений выписать и графически разобрать по 1 виду СПП с разными видами придаточных предложений (3 шт)
I вариант
1.Укажите верное утверждение:
А) Сложным называется предложение, в котором кроме подлежащего и сказуемого есть другие члены предложения.
Б) Части сложносочиненного предложения соединяются подчинительными союзами.
В) Между частями сложносочиненного предложения всегда ставится запятая.
Г) Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
2. Укажите, в каком
ряду перечислены только противительные союзы:
А) тоже, и, либо, зато Б) или, либо, то…то, не то….не то
В) да, и, ни…ни, также Г) но, же, однако, зато. 3. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
Б) Снег такой, что не сыщешь друг друга.
В) Я проснулся оттого, что хотелось пить.
Г) Пришла осень и покрыла позолотой деревья в парке.
4. Укажите, какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение:
То падал как будто туман, то вдруг припускался косой крупный
дождь.
А) одновременность явлений Б) последовательность
В) чередование Г) противопоставление
5. Укажите
сложносочиненное предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки
препинания не расставлены):
А) Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки.
Б) На некоторое время всё опять поблекло и потемнело.
В) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.
Г) Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.
6.Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
А) Ночь уже ложилась на горы и туман начал бродить по ущелью.
Б) Ночь уже ложилась на горы, и туман начал бродить по ущелью.
В) Ночь уже ложилась на горы – и туман начал бродить по ущелью.
Г) Ночь уже ложилась на горы; и туман начал бродить по ущелью.
7. Укажите
предложение с пунктуационной ошибкой:
А) Кукушка откуковала, и еще веселее засвистал весь сад, зашумел листьями.
Б) Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе.
В) Дурной глаз на осину взглянет — и осина завянет.
Г) В саду завывал ветер, и осыпались белые вороха звёзд.
8. Укажите, сколько
запятых нужно поставить в данном предложении:
Дед рассердился и
ударил кулаком по столешнице и от удара
и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
9. Укажите, как надо
продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым:
Цветут липы…
А) и привлекают своим запахом пчёл.
Б) и кругом пахнет
липовым мёдом.
В) распространяя
вокруг удивительный запах.
Г) тесным полукругом
окружающие дом.
10. Из простого
распространенного предложения образуйте сложносочиненное.
Несмотря на
позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц.
11. Закончите
сложносочиненное предложение, используя соединительный союз.
Был уже декабрь…
12. Составьте сложносочиненное предложение с
разделительным союзом.
II вариант
1. Укажите неверное утверждение.
А) Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.
Б) Части сложного предложения соединяются только при помощи союзов или союзных слов.
В) Части сложносочиненного предложения равноправны по смыслу.
Г.) Части сложносочиненного предложения соединяются сочинительными союзами.
2. Укажите, в каком
ряду перечислены только соединительные союзы:
А) тоже, и, либо, зато
Б) или, либо, то…то, не то….не то
В) да, и, ни…ни, также
Г) но, же, однако, зато.
3. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Осень-невероятно красивое, но грустное время года.
Б) Вьется седая паутина, но чувствуется дыхание осенней поры.
В) И вода, и берег, и туча - все сливалось в непроницаемый мрак.
Г) Пошел снег и замел все тропинки в лесу.
4. Укажите, какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение:
Солнце село, но в лесу еще
светло.
А) одновременность явлений
Б) последовательность
В) чередование
Г) противопоставление
5. Укажите
сложносочиненное предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки
препинания не расставлены):
А) Внезапно подул ветер и листья покрыли дорожки парка.
Б) На небе горели звезды и светила луна.
В) На север ушли тучи и осенний полдень стал светлым.
Г) Окна в сад были подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
6.Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
А) Был сентябрь и вечернее солнце пахло осенней пылью.
Б) Был сентябрь; и вечернее солнце пахло осенней пылью.
В) Был сентябрь, и вечернее солнце пахло осенней пылью.
Г) Был сентябрь - и вечернее солнце пахло осенней пылью.
7. Укажите предложение
с пунктуационной ошибкой:
А) Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
Б) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
В) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
Г) Только иногда мелькнёт берёзка, или мрачной тенью встанет перед тобою ель
8. Укажите, сколько
запятых нужно поставить в данном предложении:
Скоро
весь сад согретый солнцем ожил и капли росы засверкали на листьях…
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
9. Укажите, как надо
продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым:
Поднялся сильный
ветер…
А) и сорвал с
деревьев последние листья.
Б) и захотелось
поскорее укрыться от него куда-нибудь в тёплый дом.
В) разнося по
дорожкам сада упавшие листья.
Г) от которого
захотелось поскорее куда-нибудь укрыться.
10. Из простого
распространенного предложения образуйте сложносочиненное.
Несмотря на
хлещущий в окно дождь, в комнате было
тепло и уютно.
11. Закончите
сложносочиненное предложение, используя противительный союз.
Был уже декабрь…
12. Составьте сложносочиненное предложение с
соединительным союзом.
1. Укажите верное утверждение.
А) Сочинительные союзы соединяют только части сложносочиненного предложения.
Б) Части сложносочиненного предложения не равноправны по смыслу.
В) В сложносочинённом предложении перед союзами и, или всегда ставится запятая.
Г) Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
2. Укажите, в каком
ряду перечислены только разделительные
союзы:
А) тоже, и, либо, зато
Б) или, либо, то…то, не то….не то
В) да, и, ни…ни, также
Г) но, же, однако, зато.
3. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Из липовой аллеи, вертясь и подгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
Б) В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой
В) Осенью частенько льют дожди, и к октябрю заметно холодает.
Г) Заметно похолодало, так как наступил октябрь.
4. Укажите, какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение:
Последние отблески вечерней
зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю.
А) одновременность явлений
Б) последовательность
В) чередование
Г) противопоставление
5. Укажите
сложносочиненное предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки
препинания не расставлены):
А) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.
Б) Сквозь серый камень вода сочилась и
было душно в ущелье темном.
В) Солнце уже закатилосьи приятная свежесть разливалась в воздухе.
Г) Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.
6.Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
А) Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор.
Б) Побелел восход и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор.
В) Побелел восход и озарил вершины гор и стал синеть безмолвный бор.
Г) Побелел восход и озарил вершины гор; и стал синеть безмолвный бор.
7. Укажите
предложение с пунктуационной ошибкой:
А) Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
Б) Ветер начал срывать листву, и многие деревья стояли уже обнажённые.
В) То тут, то там изредка вспорхнёт вспуганная нами птица или зацокает белка.
Г) Упали две-три крупные капли дождя и вдруг блеснула молния.
8. Укажите, сколько
запятых нужно поставить в данном предложении:
Гроза была там
сзади них над лесом а тут сияло солнце.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
9. Укажите, как надо
продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым:
Внезапно набежали
тучи…
А) и вылили на землю
обильный дождь.
Б) вскоре закрывшие
солнце.
В) и стало темно.
Г) не предвещавшие
хорошей погоды.
10. Из простого распространенного
предложения образуйте сложносочиненное.
Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем
непроходимы.
11. Закончите
сложносочиненное предложение, используя противительный союз.
С утра был туман…
12. Составьте сложносочиненное предложение с разделительным союзом.
1. Работа с текстом
Спишите. Найдите предикативные основы предложений
(то есть подлежащее и сказуемое), поставьте запятые. Попробуйте
определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения
указывает союз и.
Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней
зеленеет и речка подо льдом блестит. Ливень шумел за окнами и стало темно. Мне не хотелось расставаться с ним и мы
пошли вместе. Тут тоже теснились
подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих
стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. По обочинам маленьких полей свежо зеленели
чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. Река сплошь была
занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега
на другой. Котомки наши были тяжелы и
поэтому мы устали. Он засмеялся и от
этого его лицо сразу помолодело на несколько лет.
2. Творческое конструирование
Из простого распространенного предложения образуйте
сложносочиненное.
Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение
птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.
1) Несмотря на сильное переутомление, спать не
хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы.
3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После
подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.
3. Домашнее задание
І - ІІ уровень:
Перепишите
предложения, подчеркните грамматические основы и графически поставьте
границы предложений.
1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах
комнаты. 2) Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми
арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным
креслам и стульям. 3) Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль.
4) Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами
на мелькающие вдоль платформы вагоны. 5) В саду было тихо, только птица иногда
ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки,
да плескалась рыба в пруду.
ІІІ уровень:
Спишите
текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите
грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.
Была с..редина марта. В..сна в этом
году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие
д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще
лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых ..врагах, но на п..лях осел,
стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась
ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а
барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.
Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко
пок..зались первые подснежники.
Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов — этих первых
пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.
ІV уровень:
Придумайте
сами вторую часть предложения, присоединив ее союзом же.
1) Самым мудрым и сильным в стае был орел Белоголов, ...
2) За креслом прятался Великий и Ужасный Гудвин,...
3) Месяц среди ярких и тяжеловесных южных звезд казался слишком хрупким,...
4) Доктор осмотрел пациента,...
Задание №1: Распределите в таблице по колонкам перечисленные сочинительные союзы ( обратите внимание, что не все союзы являются сочинительными): И, ДАЖЕ, ТОЖЕ, НО, ЕСЛИ, КОГДА, ДА(И), НЕ ТО-НЕ ТО, ЗАТО, ЛИБО, ТАКЖЕ, НИ-НИ, А, ГДЕ, ДА (НО), ИЛИ, ТАК КАК, ОДНАКО.
Соединительные
Разделительные
противительные
Задание №2: Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания:
1.Восход подн…мался и падал опять и лошадь устала степями скакать. 2.Редко тут ходили но все(же) ходили и дорожка во мху обозначилась явственно. 3. В начале октября еще (по)летнему пр…гревает солнце и в воздухе бл…стит паутина. 4. Это меня раздражало и я довольно громко говорил с Маней сидевшей за самоваром умышленно сосредотачивая разговор на воспоминаниях о наших летних прогулках. 5. Имя автора «Слова…» нам (не)известно но мы всегда будем читать его поэму потому(что) в ней рассказывается о нашей истории. 6.Вот север тучи нагоняя дохнул завыл и вот сама идет волшебница (зима).
Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните предикативные основы в любых пяти предложениях.
1. Телёнок дрожал мелкой дрожью и слабенькие ножки его то и дело подламывались.2. Река ещё не замерзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах покрытых белым снегом.3.Я глядел во все стороны но ничего не видел кроме деревушки окруженной бревенчатым забором.4. Прошло несколько недель и жизнь моя в столице начала меня тяготить.5. Изредка показывает свою черную спину играющий кит и шумно выпускает фонтан воды.6. Зверёк был неподвижен и его совершенно нельзя было заметить. 7.Встревоженный голосами раздававшимися на улице хозяин не сразу открыл дверь.8. Желая укрыться от дождя мы разбили палатки.
9. Поднялась за рекой туча большая и тёмная.
10. Молодые березки ещё не успевшие окрепнуть, темнели нежной листвой. 11.Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина.12. Мы посетили эти удивительные места России известные с самого раннего детства.13. А он испуганный и встревоженный так и не смог успокоиться в течение всего дня.
Спишите, выделите союзы, которые соединяют простые предложения в составе сложносочинённых. Составьте схемы 1, 2 и 3 предложений. Расставьте знаки препинания.
1.Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шёлка. 2.Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль. 3.На улице моей то снег вздохнёт то дождь проплещет. 4.Уже давно рассвело а лампа всё горела. 5.Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то (не)прожитые годы. 6.О, Север, Север-чародей, иль я тобою околдован иль в самом деле я прикован к гранитной полосе твоей.
1) Прослушать текст в аудиозаписи. Написать сжатое
изложение. Фото прислать в личные сообщения.
https://tatyanavasyuk.ru/wp-content/uploads/2015/02/izloj13.mp3
19 октября
Сочинительные союзы
1) Посмотреть видео урок по теме
2) Записать
предложения из видео, почеркнуть графически, указать вид сочинительного союза.
Перечертить схемы ССП.
3) Домашнее задание: подобрать из произведений литературы по одному примеру предложения с разными видами сочинительных союзов.
Смысловые отношения между частями
сложносочинённого предложения
1)
Посмотреть видео урок по теме, выучить
правила
2)
Выполните письменно задания по
карточкам. Не забудьте подчеркнуть подлежащее и сказуемое
Знаки препинания в сложном предложении
1)
Посмотреть видеоурок по теме. Записать
примеры предложений из видео, графически почеркнуть простым карандашом.
Выписать фукции знаков препинания
2) Домашнее задание
Выполнить упражнение: выучить теоретический материал;
І-ІІ ур. – упр.95 ; ІІІ ур. – упр. 97 (А) ; ІV ур. – упр.97 (Б)
Текст. Признаки текста
Учебник, стр. 202 - 203 ; выучить теоретический материал; І-ІІ ур. – упр.345 ; ІІІ ур. – упр. 347 (А) ; ІV ур. – упр.347 (Б)
Основные качества (признаки) текста
Тема и основная мысль текста
Основные средства связи предложений в тексте
Учебник, стр. 209 - 211; выучить теоретический материал; І-ІІ ур. – упр.354 (А) ; ІІІ ур. – упр. 354 (Б) ; ІV ур. – упр.360
12 мая
Абзац. Сложное синтаксическое целое
Учебник, стр. 219 - 221; выучить теоретический материал; І-ІІ ур. – упр.371; ІІІ ур. – упр. 374 (А) ; ІV ур. – упр.377 А)
19 мая
Основные виды информации и типы речи
Учебник, стр. 227; выучить теоретический материал; І-ІІ ур. – упр.393; ІІІ ур. – упр. 391 ; ІV ур. – упр.392
21 апреля
Дистанционная контрольная работа по теме "Сложные предложения с разными видами связи" (задания) или
Контрольную работу выполнить до 22 апреля 17.00.
1. Посмотреть видео-урок
"Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
2
2. Учебник, стр 162 – 163; І-ІІ ур. – упр. 278; ІІІ ур. – упр. 279 ; ІV ур. – упр.284
3. Пройти тестирование по ссылке join.naurok.ua до 3 апреля.
Код доступа 960526. Разрешается только одна попытка. Результаты учителю не присылать, всё фиксируется автоматически.
Задания 31 марта: Учебник, стр. 171 - 172, выучить правила;
І-ІІ ур. - упр. 294 (А) ; ІІІ ур. - упр. 294 (Б) ; ІV ур. - упр.298
Задания 3 апреля : Учебник, стр. 179 - 180, выучить правила;
І-ІІ ур. - упр. 307 (А) ; ІІІ ур. - упр. 307 (Б) ; ІV ур. - упр.311
14 апреля
Задания:
1) Посмотреть видео-урок по теме
"Сложное предложение с разными видами связи"
І-ІІ ур. - упр. 308 (А) ; ІІІ ур. - упр. 308 (Б) ; ІV ур. - упр. 309
Немає коментарів:
Дописати коментар